Elena
Хайтек или не хайтек?
Кто до сих пор использует факсы? Почему в Израиле иногда чувствуешь себя как в каменном веке? Сколько идет одно письмо из одного здания в другое? Об этом читайте в новой заметке.

Израиль - это страна стартапов, новый идей и передовых технологий. Помню, когда я только переехала в Израиль и впервые пришла на занятие в ульпа́н (школу изучения иврита), учитель попросил каждого представиться и сказать, где он работает в Израиле. Я поразилась тому, что треть группы сказала, что работает в том или ином стартапе.
На самом деле, по данным на 2019 год Израиль занимает пятое место в мире в рейтинге самых инновационных экономик мира.


Известные вам приложения "Viber", “Waze”, “Gett”, платформа “Wix” - все это крошечная толика израильских разработок, которыми пользуется весь мир. Действительно, даже если вы не родились в Израиле, вы гордитесь тем, что живёте в стране, граждане которой открыты новым идеям и не боятся долгого и упорного труда, чтобы реализовать их.

Однако иногда в повседневной израильской жизни сталкиваешься с ситуациями, когда складывается полностью противоположное ощущение того, что ты как будто находишься не в веке передовых технологий, а в каменном веке. И об этих ситуациях я бы хотела сегодня рассказать.
1. Факсы. Неужели их ещё кто-то еще использует?
Если вы взаимодействуете с крупными учреждениями (больницами, армией, банками, страховыми компаниями), то очень часто вам говорят, что единственный способ принять или подать документ - по факсу.
"Кто вообще сейчас пользуется факсами?", - спросите вы. "Их что, до сих пор кто-то производит и покупает?" Поверьте, и я, и все израильтяне задают аналогичные вопросы каждый раз, когда им говорят, что они могут переть или получить документ только по факсу.
Согласитесь, что у среднестатистического человека есть дома компьютер и может ещё принтер, но уж никак не факс. Что же тогда делать, если у вас нет факса? Боюсь, что вам просто нужно найти где-то этот факс.
Слава богу, у нас в офисе есть факс (один примерно на сто человек, но хотя бы так). Так что все используют его для решения личных вопросов. Что делать людям, у которых нет факса ни на работе, ни дома, непонятно. Как, впрочем, непонятно, в чем проблема послать в документ по такой технологии, как "электронная почта" ...
2. Бумажный документооборот

Думаю, что эту часть заметки будет особенно интересно прочитать моим коллегам из России, с которыми я работала до переезда в Израиль. Я работала в компании, одним из проектов которой был переход на электронный документооборот, суть которого заключалась в сканировании бумажных документов и распознавания текста на них. Мне кажется, в современном мире переход на электронные технологии - это нечто естественное, что здорово экономит время и снижает вероятность того, что бумажный документ потеряется. Однако после того, как я переехала в Израиль (как я думала, в страну передовых технологий), я была удивлена тому, что здесь все ещё продолжают использовать бумажный документооборот.
Собственно говоря, изначально в Израиле я и устраивалась на исключительно бумажную и копировальную работу - моя задача была найти в архиве какой-то документ, подтверждающий оплату (чек, квитанцию), и снять с него копию.
Соответственно все оригинальные чеки и квитанции за оплаченные товары и услуги, лежали в архиве (в одной комнате со стеллажами и папками).
Для тех, кто далёк от бухгалтерского учёта, скажу, что все эти оригиналы сохраняются для будущего аудита (проверки того, правильно ли организация вела свою бухгалтерию). Именно оригинал нужно предоставить аудиту в случае возникновения вопросов. Как вы понимаете, оригинал он всегда один, поэтому не дай бог его потерять.
Однако иногда размер оригинального чека чисто физически очень мал по размеру (как например, чек из кассового аппарата израильского такси, который по размеру в два раза меньше пластиковой банковской карточки). В процессе копирования такие мелкие бумажки могут просто потеряться, улететь и так далее. Тогда, если придёт аудит, этот несчастный чек уже нигде не найти и никак не восстановить.
Бумажный документооборот на самом деле несёт ещё десятки рисков. Например, со временем многие чеки просто выцветают, так что вообще непонятно, что на них когда-то было написано. Ну или банально кто-то прикрепил этот чек степлером к какому-то листу, а потом копировальщик неосторожно вытащил антистеплером эту скобу, так что в итоге порвал такой хрупкий документ.
Я уже молчу про то, что человек может взять документ из одной папки с одними номерами, а вернуть по ошибке в другую, так что потом его уже никто не сможет найти.
Три года назад, когда я только устроилась на работу в Тель-Авивский университет, у нас только-только начали сканировать документы (то есть переводить их в электронный вид). "Слава богу. Лучше поздно, чем никогда", - подумала я.
Электронным распознаванием текста пока даже и не пахнет, но я надеюсь, что и эта технология когда-нибудь придёт в израильские компании.
Израиль - это страна контрастов. В университете, в котором исследователи работают в самых продвинутых лабораториях и делают невероятные открытия в самых разных областях науки, одновременно сталкиваются с тем, что администрация университета остаётся в технологиях «каменного» века.
И да, я до сих пор каждый раз чувствую себя очень неудобно, когда по долгу своих рабочих обязанностей прошу одного из таких исследователей нашего университета поставить оригинальную подпись ручкой на каком-то документе и послать его внутренней почтой университета, когда весь мир уже давно использует электронные цифровые подписи и электронную почту. (Кстати, эта внутренняя почта, задача которой доставить документ из одного здания университета в другое, доставляет документы за … три недели. Хотя эти здания находятся на одной общей территории университета, и их разделяет лишь несколько десятков метров).